Арт-группа «БЛАГОВЕСТ»
Творчество
Достижения
Музыка - жизнь
Церковные колокола
Поющие клетки
Колыбельная
Ваш малыш
Академическая музыка
А капелла
Русская школа
Расцвет вокала
«Стереостиль»
Стилевой синтез
Новости


О. Андрей Кураев - о группе "Алиса" и русском роке

О. Андрей Кураев - о группе "Алиса" и русском роке

О. Андрей Кураев - о группе
Диакон Андрей Кураев выступил с новой статьей, в которой подвергает анализу творчество группы "Алиса", и рассуждает о взаимоотношениях православной церкви и российской рок-музыки в целом.

Мы приводим данную статью целиком, в целях доведения интересной точки зрения батюшки на весь жанр рок-музыки. Оригинал - на сайте alisa.net.

Сегодня в нашу церковь приходят двумя путями.

Одни люди
приходят потому, что искали истину. Они искали Небо, а войдя в Церковь, кроме
неба обрели еще и землю - почву под ногами. Они искали истину, а нашли свою
родину. До крещения история и культура России казалась им (и мне) скопищем
несуразностей и ошибок. Но принятие Евангелия дало возможность стать
единомысленным с Андреем Рублевым и Достоевским...

А есть люди, для которых
первична не философия, а боль за свою Родину. Они болеют за страну, мучаясь все
время вопросами - кто мы такие, откуда, зачем? И однажды они начинают понимать,
что невозможно ответить на эти вопросы, не разобравшись, что же такое
православие. В поисках земли они обретают Небо.

Но встречаемся все мы в
одном месте - в храме. И вместе можем сказав о себе словами кинчевской Трассы
Е-95 : Я иду по своей земле к Небу, которым живу .

Наша вера предполагает,
что нам интереснее безнадежные дела. Зачем занимался тем, что и так будет иметь
успех? Мы беремся только за то, что обречено. И, случается, побеждаем. А Вы еще
спрашиваете, почему православие в основе своей авантюрно! Да, противостоять
сегодня радикальному исламу - это такая авантюра: с нашим-то внутренним
разбродом, с таким изломанно-перевязанным инструментом! Особенно если учесть,
чью войну ведь приходится вести на два фронта. В противостоянии исламскому
фундаментализму ведь надо еще предохраниться от зачатия своих православных
террористов и инквизиторов. В Русской церкви сегодня немало людей, которые несут
в себе семена нашего собственного ваххабизма . Ой, как верно поет Константин
Кинчев: Устоять на краю, да не пасть в самосуд, Вот такое дано дело нам .

Песни Кинчева - это протест против потребительства. Материализма. Банального
примитивизма. Беспросветный оптимизм - вот их главный враг, я думаю. Разумеется,
моя оценка не должна быть глобальной. Я не могу сказать, что русский рок - весь
из себя такой хороший, белый и пушистый. Это не так, он очень п стрый. Я вижу по
интернетовским дискуссиям: люди нередко цитируют весьма и весьма
антихристианские цитаты из каких-то рок-групп. Но если кто-то из писателей -
сатанист, из этого было бы поспешно делать, вывод, будто у Церкви конфликт с
Союзом писателей.

Рок - это просто средство, форма объяснения человека с
человеком о том, что наболело.

В определенном смысле грохочущий рок сродни
молчаливой медитации. И там, и там внешний мир как бы отрезан, есть только я и
то, думать о чем, переживать что мне сейчас важно. В медитации молчание отрезает
человека от внешнего мира. В роке грохот оглушает, то есть делает то же самое:
внешнее, обыденное уже не пробивается. Но медитировать , конечно, можно о
разном. Сходство техники не означает единства опыта.

Я не думаю, что если
положить текст Кинчева на сладенькую мелодию, то он от этого выиграет. Совсем не
выиграет. Христианство не должно быть сладеньким . В нем есть место и Божию
гневу. А какая музыка лучше, чем рок, способна это выразить?

Вот песня
Кинчева об апокалиптических всадниках:

По имени - Рок,
По жизни -
Звезда,
По крови - Огонь,
По судьбе - Борозда,
По вере - Любовь,

По религии - Крест,
По сути - Опричник Небес.

На Рыжем коне

Он движется в мир.
Рубцы городов,
Бородавки квартир
Врачует
война.
Землю не уберечь,
Не мир он несет, но меч.
По имени - Суд,


По жизни - Обвал,
По крови - Баланс,
По судьбе - Ритуал,
По
вере - Любовь,
По религии - Крест,
По сути - Опричник Небес.

Он
движется в мир,
Его конь Вороной,
И зоркий дозор
У него за спиной.

Он враг полумер,
Он свидетель конца,
Имеющий меру Отца.
Все, чем
дорожит зверинец,
Меч срежет с лица земли.
Так меру вершит Кормилец.


Горькая правда - полынь,
Пока не многим знаком этот вкус.
И
только этой горечи болью сродни блюз.

По имени - Свет,
По жизни -
Закон,
По крови - Руда,
По судьбе - Перезвон,
По вере - Любовь,

По религии - Крест,
По сути - Опричник Небес.

На Белом коне

В мир движется он,
Победой овеян
Его легион.
Солдат -
венценосец.
Спасителя лук он принял
В руки из рук.

Все, чем
дорожит зверинец.
Лук перечеркнет стрелой.
Так мир исцелял Кормилец.



Свет Откровения свят.
И тайну не вручишь словам.
Но я все же
пою этот блюз ВАМ!

Что я могу сказать? Недогматично, но здорово! Столь
же недогматичны были средневековые фрески Страшного Суда. Но свою педагагическую
правду они несли. Пробирало.

Но Константин Кинчев не только на тему
Апокалипсиса поет. И его фраза о смене тысячелетий, как об улыбке Творца, есть
как раз пример замечательного проявления трезвости, не приемлющей всевозможные
ужастики по поводу календаря...

Я думаю, что у меня и у Константина Кинчева
- при всем нашем возможном разном разновкусии и несогласии в каких-то деталях -
есть одна общая боль: нам больно, что в самой Церкви нет умения понимать и
терпеть это разнообразие языков.

Как-то, выходя из одного Дома культуры, где
была моя лекция, две бабулечки-прихожаночки возмущались: Ну как же можно так в
храме говорить! Они забыли, что они не в храме, что это была совсем не
приходская проповедь. не всенощное бдение. С другой стороны, я был этому очень
рад. Это означает, что я говорил так и о том, что эта бабушка забыла, что она в
театре, а не просто стоит у своего подсвечника в церкви. Значит, какая-то
церковная атмосфера все же была создана, С другой стороны, поскольку были иные
интонации, иные способы контакта с аудиторией, ее это все же резануло по сердцу,
вошло в диссонанс с ее привычками.

Я понимаю ее раздражение. Беда в том, что
очень многие, не только бабулечки, но и священники, и монахи не понимают
необходимости многоязычия в Церкви, многоязычия проповеди...

Светский язык
не должен подменять церковного, но и церковный язык не может быть универсальным.
Мы не вешаем в храме картины - у нас для этого есть иконы. Но это не означает,
что мы должны сжигать картины Джотто или Васнецова. У нас в храмах звучит наша
музыка, наши распевы, наш обиход. И немыслимо, чтобы в храме звучал Реквием
Моцарта. Но это не означает, что Реквием необходимо запретить исполнять во всех
других местах.

И, наверное, имеет право на существование язык обращения к
людям через эстрадную музыку. Тем более, что для тех людей, к которым обращается
Кинчев, слово священника отнюдь не авторитет. И мой духовник, когда я еще решал,
идти в семинарию или остаться в мире светской науки, очень правильно сказал:
Иногда бывает, что если светский человек скажет одно доброе слово о Христе, это
будет больше значить для людей, чем проповедь священника . В наше время одно
доброе слово о Христе, сказанное известным актером или ученым, литератором, одна
реплика, одно замечание значат больше, чем проповедь священника. Аргументы,
звучащие из наших уст, порой блокируются подозрением в лицемерии: Ты поп. тебе
за это деньги платят, рассказывай свои байки, мы потерпим, мы понимаем: человек
же бабки себе делает как может ... Но когда человек, от которого никто не
ожидал, что он в эту сторону посмотрит добрым глазом, говорит: Вы знаете, лично
для меня невозможно жить без Христа, без Православия , - то это заставляет
задуматься. И одн а такая фраза в устах Кинчева стоит больше, чем сто моих
лекций.
И вообще в нынешнюю пору глобальной макдональдизации все те, кто
призывают мыслить, кто прорываются сквозь кольцо штампов, в конце концов
оказываются нашими союзниками.

Побывав в конце концов на концерте АЛИСЫ (
Небо славян ) я понял, что рок - действительно мощное средство промывки мозгов,
но в данном случае это промывка мозгов от ТВ и рекламы. Надо видеть, как
несколько тысяч ребят шепчут (поют, скандируют) вслед за Кинчевым:




След
звезды пылит по дорогам,
На душе покой и тихая грусть.
Испокон веков
граничит с Богом
Моя Светлая Русь.

В общем, я так скажу: если бы
комвласти догадались в семидесятых годах поддержать рок и вместо сладеньких ВИД
нашли бы и взрастили группу типа сегодняшней -АЛИСЫ- - мы не проиграли бы
холодную войну . Америка нас не обыграла бы.

Да, в конце той песни, что я
только что цитировал, Кинчев поет:

Что собирали отцы.
Нас научили
беречь.
Вера родной стороны,
Песня, молитва да меч.

Так повелось
от корней:
Ратную службу несут
Всяк на своем рубеже
Инок, воин и
шут.

Кинчев на сцене - шут. Он сам так себя называет. Но стоит-то он на
том же рубеже, что и воины и иноки Руси. Он тоже защищает Русское Православие,
Светлую Русь.


Диакон Андрей Кураев