Арт-группа «БЛАГОВЕСТ»
Творчество
Достижения
Музыка - жизнь
Церковные колокола
Поющие клетки
Колыбельная
Ваш малыш
Академическая музыка
А капелла
Русская школа
Расцвет вокала
«Стереостиль»
Стилевой синтез
Новости


Академическая музыка. Русская школа




Достижения русской вокальной школы впечатляющи, способности ее воспитанников успешно адаптироваться в музыкально-театральной среде Европы и Америки признаны во всем мире. Все это вызывает исследовательский интерес к проблеме формирования национальной школы пения, и становления ее на разных исторических этапах развития, которые являли неповторимые варианты синтеза отечественной и мировой традиции.


Возникновение профессионального певческого искусства на Руси связано с принятием христианства; из Византии была заимствована и вся система богослужения. Первоначально ввиду отсутствия специально обученных певчих в богослужении участвовали греческие и болгарские певцы.


Древние песнопения записывались идеографической невменной нотацией. Невма (в русской традиции – знамя), не имея строго определенного звуковысотного и ритмического значения (оно вытекало из контекста), содержала информацию о способе исполнения. Толкования исполнения знаков и попевок («како поется») сохранили для нас певческие азбуки Древней Руси. Древнерусское пение, как известно, было унисонным, что позволяло достигать наибольшего звуковысотного и тембрового консонанса и ансамбля.


Личностное (сольное) начало усиливается лишь в поздний период развития древнерусского пения. В XVI–XVII веках значительно возрастает роль мастеров певцов, выдающихся деятелей церковно-певческого искусства, создавших индивидуализированные гласовые и внегласовые распевы (Федор Крестьянин, Савва и Василий Роговы, Стефан Голыш, Маркел Безбородый, Жуков, Евстафий, Харитон и др.). В это же время складывались местные профессиональные певческие школы. Это Новгородская, Московская и Усольская.


Деятельность профессиональных певцов протекала преимущественно в рамках богослужения. Московская школа была представлена двумя ведущими коллективами: государевым и митрополичьим (позднее патриаршим) хорами. К концу XVII века оформилась организация певчих дьяков и поддьяков, которые обучались у старших лиц церковной иерархии.


Именно в признанных певческих центрах складывается тип украшенного пения, с широкими распевами-вставками – фитами и лицами. Они представляли собой вокализы, ограниченные рамками не превышающего квинты диапазона. Однако разнообразие используемых форм движения, ритмическая прихотливость, длительное распевание гласных, требовали от певца полноты дыхания, устойчивой ясной интонации, тонкого чувства ритма.


Известный параллелизм развития церковной и народной ветвей русского певческого искусства в XV–XVI веках отмечается рядом исследователей [8;12]. Именно к этому времени относится, как полагают ученые, формирование шедевра русского певческого искусства – протяжной песни: «Действительно, протяжная песня, уже в своей мелодической фактуре, заключающая элементы вокализации, является высоким достижением национального искусства. Она дала отличный материал для формирования своеобразного русского бельканто, характеризующегося мелодией широкого дыхания, ведущего к напевности. В ней заключен источник кантилены – основы вокального искусства. Особенностями народной песни является психологизм и неразрывная связь слова и музыки. Особо следует коснуться удивительного своеобразия украшений и подголосков русской народной песни. Это не фиоритуры, а составная часть мелодики, ее существо. Украшения в песне отражали истинно русский характер. В них распеваются не просто отдельные гласные, а показывается смысл слов, эмоция, содержание, чтобы еще рельефнее оттенить их психологическую весомость».