Арт-группа «БЛАГОВЕСТ»
Творчество
Достижения
Музыка - жизнь
Церковные колокола
Поющие клетки
Колыбельная
Ваш малыш
Академическая музыка
А капелла
Русская школа
Расцвет вокала
«Стереостиль»
Стилевой синтез
Новости


Академическая музыка. «Стереостиль»




Для современной эпохи музыкального развития характерна множественность стилевых течений. Она глубоко закономерна, и не только потому, что и в былые времена собственно «моностилей» не было. Сегодня по-особенному полифонична сама стилеобразующая среда, духовная атмосфера и сама жизнь. Это не порок нашего культурно-исторического периода, это его характеристическое свойство.


Скажем, на примере музыкального неоклассицизма можно видеть, насколько для такой системы органично и необходимо обращение к любым, пусть далеким, стилевым пластам и истокам – и как протекает их «переплавка». Обращение к музыке прошлого преследовало цель возрождения качеств ей присущих, а в наше время в чем-то утраченных. Правда, дело осложнялось тем, что представление о «старой музыке» как о хранилище только вечного и прочного оказалось идеализированным, тот же период барокко, часто связываемый с неоклассицизмом, был по многим параметрам не спокойней нашего века. Неоклассический подход оказался избирательным, композиторы и отбирали в прошлом, и интерпретировали отобранное таким образом, что оно оказывалось конденсатом «вечных» истин и вечных же способов их творческого воплощения. Моделируя формы, жанры, стили, художники воссоздавали духовную атмосферу породивших их эпох – как они ее понимали.


Подобное вполне допустимо относить к «Моцартиане» и «Серенаде для струнного оркестра» П.Чайковского, к сюите «Птицы» по мотивам музыки VII–VIII веков и 3 сюитам «Старинные песни и танцы для лютни» О. Респиги, его же «Трем прелюдиям на грегорианские мелодии», к «Пяти чешским мадригалам» Б.Мартину – еще ко многим прекрасным сочинениям.


При всех оговоренных издержках это было высокой задачей. Но решение ее – лишь ступень к тому, чтобы осознать «ушедшее» составной частью «сегодняшнего», включить его в современный творческий арсенал, преодолевая вполне объяснимые различия. Опыт прошлого, при его все более органичном усвоении, несет с собой не только свои идейно-художественные повороты и выразительные средства. Он помогает формированию существенного качества современного художественного мышления – его возрастающей способности к многообразным и неисчислимо гибким ассоциативным связям, многозначным аллюзиям, вспыхивающим парадоксальным сближениям генетически далеких явлений.